Российские порты глазами капитана норвежского судна: кипы ненужных бумаг, масштаб проектов завораживает, а техническую отсталость пора бы преодолеть. 

О взглядах на российские порты с другой стороны границы 47news поговорил с капитаном газовоза Yara Nauma (Норвегия) Андреем Челпановым. В его портфолио диплом Ленинградского института водных коммуникаций (ныне Санкт-Петербургский государственный университет морского и речного флота адмирала Макарова), работа морским суперинтендантом в газовозной компании Dorian LPG (Греция), участие в строительстве газовозного флота для ведущего мирового производителя удобрений Yara International (Норвегия).

На фоне предложенного Минтрансом введения в 2021 году нового инвестиционного портового сбора, в связи с которым эксперты предсказывают сокращение судозаходов в российские порты, тема — не последняя.

– В чем, на ваш взгляд, разница в качестве услуг, предоставляемых судам в российских и в иностранных портах?

– Если говорить глобально, то принципиальной разницы нет.

– Жалуются на бюрократию при таможенном оформлении приходящих в российские порты судов.

– Увы, это правда. Российская бюрократия — кошмар какой-то. Тут до сих пор Африка. Бумаг раз в пять больше, чем в любом европейском порту, и до сих пор существует так называемая комиссия на приход. Например, в Усть-Луге, просто для захода — даже не для грузовых операций, а для бункеровки на рейде, когда на берег никто не сходит — нужно выслать порядка десяти форм разной степени ненужности и — внимание! — все сертификаты и документы членов экипажа и все судовые сертификаты. По степени трудоёмкости это как том “Войны и мира” написать, отсканировать и сутки слать через медленную спутниковую электронную почту.

– В Африке так же?

– Так иногда говорят в торговом флоте, когда общаются на тему оформления судна. “Африка” — синоним коррупции и вала ненужных бумаг. В портах некоторых африканских стран именно так все устроено. Впрочем, до украинского порта Южный далеко и России, и многим портам Африки. Пока что моряки в пример ставят Грузию, где в свою бытность президентом, Саакашвили сумел привести насквозь коррумпированную систему к неплохому результату. С тех пор вместо шайки коррупционеров в грузинских портах на борт приходит только один агент. И, что характерно, ведет себя прилично. Уверен: в России можно сделать ещё лучше, нужна только воля. Это нужно для бизнеса, а значит, и для всей страны. Не забываем, что морской транспорт –— основной в мировой экономике. Преодоление организационной и технической отсталости жизненно важно.

– Вроде, про российские порты не скажешь — отсталость.

– Как посмотреть. В России, например, развиваются грандиозные проекты по производству сжиженного природного газа (СПГ). Масштаб завораживает. Сейчас во всем мире тренд на экологически чистое морское топливо — суда начинают использовать установки по очистке выхлопных газов, переходят на низкосернистое топливо, СПГ, метанол и даже на аммиак. Но почему-то ни в одном российском порту невозможно забункеровать судно сжиженным природным газом или получить компоненты для скруббера — нет бункеровщиков, нет инфраструктуры. Приведу ещё пример. Мне довелось поработать на нескольких проектах по постройке газовозов в Южной Корее. Один из самых маленьких корейских заводов площадью пару квадратных километров строит судов в месяц больше, чем вся Россия за год. Причём это крупные суда, в России таких за всё время построено несколько единиц и то с корейской помощью.

 Фото: из личного архива Андрея Челпанова

В начале сентября стала публичной инициатива Минэнерго о строительстве в 15 российских морских портах бункеровочных баз сжиженного природного газа для заправки им судов. Тема стала особенно актуальной после введения запрета на использование в качестве судового топлива высокосернистого мазута из-за его вредного воздействия на экологию. Но пока это только обсуждения — речь идет о возможном появлении бункерных баз к 2030 году. СПГ считается самой перспективной альтернативой, но в России нет ни одной бункеровочной базы для заправки им судов. Единственный бункеровщик СПГ должен появиться в стране в 2021 году — его строит “Газпромнефть Марин Бункер” (“дочка” “Газпром нефти”).

– А что еще режет глаз в российских портах?

– В России планируют заставить владельцев яхт с 2021 года применять автомобильную систему “ЭРА-ГЛОНАСС”. Это, как минимум, не совсем профессиональное решение. “ЭРА-ГЛОНАСС” работает в GSM-покрытии, а значит только у берега — она передает тревожные сигналы через GSM-модуль, то есть на море её работа малополезна. А на яхтах логичнее расширять использование упрощённой автоматической идентификационной системы AIS, элементов Глобальной морской системы связи GMDSS и спутниковой телефонии, внедрять контроль за яхтами со стороны систем управления движением в плане соблюдения правил плавания и, что очень, на мой взгляд, важно, реформировать Государственную инспекцию маломерных судов (ГИМС), абсолютно бесполезную на текущий момент организацию. Это нонсенс, когда ГИМС не признает документы, выданные под эгидой Минтранса и Минздрава.

В конце октября в АО “ГЛОНАСС” сообщили о планах расширения сферы применения государственной автоматизированой информационной системы “ЭРА-ГЛОНАСС”, которая до сих пор используется в автомобильном транспорте — ее устанавливают на всех машинах, выпускаемых в Таможенном союзе, и на иностранных автомобилях, которые ввозят в страну. Речь идет расширении сферы применения системы на водный транспорт сначала добровольно (это может случиться в 2021 году), а потом в обязательном порядке.

– А что насчет коррупции?

– Успехи властей на этом фронте очевидны — в России наконец-то изжили “липовые” морские дипломы, что, например, на Украине чуть ли не стандарт. Долгое время судовладельцы знали: если диплом выдан в Петербурге — это как знак качества, если в одном из южных портов, то есть вероятность, что “липа”. Естественно, в узком кругу коллег обсуждаются моменты коррупции — скажем так, взгляд с борта судна. Самый простой вариант: приходит судно в порт, а инспектор говорит, мол, у вас несоответствие (легко может быть просто описка) в журнале нефтяных операций или еще в каком-нибудь документе. На море трудно доказать, что это случайность, а не намеренное действие. Такая мелочь дает формальное основание для задержания судна, что влечет огромные затраты для судовладельца плюс репутационные потери. Решить вопрос взяткой — в разы дешевле. Ну или банальные презенты чиновникам — блоки сигарет, спиртное, провизия. Но, как минимум, к Петербургу это не относится, если бы не вал “подходных” бумаг — вполне европейский уровень.